Человек чести, достоинства и благородства

11 апреля в Музее  истории ОАО «ПБТФ» прошел  традиционный День Памяти, посвященный военному летчику 1 класса, подполковнику Николаю Петровичу Казакову, трагически погибшему при выполнении тренировочных полетов. На мероприятии присутствовали ученики 10-х классов  средней общеобразовательной школы  № 11.

 

Всякий раз, работая над материалами о Николае Петровиче Казакове, ищешь что-то новое, ещё не озвученное. И не откроешь Америки, если скажешь, что лётная работа даже в мирное время, которое именуется банальным  словом «будни», по своей сути является… ежедневным подвигом.  Это утверждение могло бы выглядеть очень напыщенно, почти пафосно, если бы не одно но – дело в том, что иногда происходят не совсем «ординарные» случаи, произошедшие именно в эти самые обычные лётные будни. По сути, эти подвиги так и остаются незамеченными, а люди, спасшие десятки жизней —  так и остаются… просто людьми, делающими своё  обычное  дело, выполняющими свой профессиональный долг.

Вот о таком случае наш рассказ.

11 апреля 1991 года, 25 лет  назад,  подполковнику,  командиру авиационной эскадрильи Николаю Петровичу Казакову  предстоял плановый учебно-тренировочный полет на одном из лучших на тот момент штурмовиков СУ – 25, бортовой номер 401.

Это был обычный полет, какие он до этого выполнял тысячи раз. Все как всегда. Николай Казаков  принял доклад техника о готовности самолета к полету.

В гермошлеме, высотном костюме летчик, напоминающий космонавта, занял свое место в кабине. Спокойно окинул взглядом приборную панель. Почти автоматически запустил двигатель. Десятки  лампочек, панелей мерцали как всегда. Ничто не предвещало беды.

Взревели мощные двигатели. Штурмовик  на миг как бы прижался к земле. В следующую секунду рванул с места. Короткий разбег – и машина взмыла в небо. Николай Петрович  любил этот момент. Тело летчика, привыкшее к перезагрузкам, получало дополнительную порцию адреналина. Он как бы сливался с самолетом и испытывал особое удовлетворение от того, как многотонная машина слушается тебя, подчиняясь всем твоим командам.

Сотни раз он проносился над аэродромом на малой высоте и над взлетной полосой легко и безукоризненно выполнял фигуры высшего пилотажа

Все было как всегда. Размеренно работали двигатели. В считанные минуты прилетел в зону, где предстояло выполнить учебно-боевое задание на бомбометание  и  стрельбу по наземным целям. Самолет летел над знакомыми рощами, речкой, селами – столько раз кружил над ними – все  знакомо. «Отбомбился», — приняли на земле по радиообмену. Следующим  заданием был заход для стрельбы неуправляемыми ракетами. После пуска ракет не сработали противопомпажные системы двигателей самолета… «Двигатели отказали», — приняли по радиосвязи. Дальше отсчет пошел на секунды..  До последней минуты, теряя высоту, командир пытался спасти боевую машину и увести ее от населенного пункта, крыши которого виднелись внизу.    Он мог спастись, но если самолет рухнет, погибнут люди.  И Николай  Петрович принял единственное решение — перетянул  самолет через деревню и рухнул в 300 метрах от деревни Клипачи в Пружанской пуще. В 11 часов 42 минуты позывной «07» замолчал навсегда.

Произошло самое страшное и непоправимое, что может случиться с летчиком. Он  погиб… Погиб   во имя жизни сотен других мирных людей,  даже не подозревавших, какая трагедия произошла  у них над головами…

Родился Николай Петрович  13 августа 1953 года. В 1956 году после закрытия совхоза «Звездочка» в Лазовском районе родители переехали в Преображение. Здесь в поселке Николай закончил среднюю школу. Рожденный у моря, он мечтал летать,  мечтал подняться в небо.

Есть люди, что с детства о небе мечтали,

Желая взлетать выше гор, как орлы,

И вот долгожданное время настало,

И крылья расправили дети Земли.

Позади Качинское высшее военное  авиационное училище летчиков. После  завершения учебы его направляют для  дальнейшего прохождения службы  в истребительно-авиационный полк. Украина, Белоруссия, Польша…  Быстро летят годы…

И вот уже асс — военный летчик первого класса,  подполковник Николай Петрович Казаков, за время службы освоивший шесть типов самолетов, в том числе  МиГ-15, МиГ-21, Су-25,  в совершенстве исполняющий виражи  высшего пилотажа,  в летной книжке которого записано  2150 летных часов, успешно прошел все испытания, медицинскую комиссию  и был зачислен в отряд космонавтов.

Виражи «исполняла» и судьба Николая Петровича.

В 1988 году на выполнение интернационального долга в Афганистан был направлен авиационный полк, в котором проходил службу Казаков до поступления в отряд космонавтов. Узнав об этом, Николай Петрович подал рапорт с просьбой отчислить его из отряда космонавтов и отправить в Афганистан в свой родной полк.

Он находился в Афганистане не так долго, с ноября 1988 года по февраль 1989, но за это время Николай Казаков совершил 157 боевых вылетов. За мужество, храбрость, находчивость он был награжден орденом Красной звезды.

Так что же было  причиной трагедии 11 апреля 1991 года? «Изношенность частей самолета послужила внезапному сбою  помпажных двигателей», — так банально и буднично запишет комиссия по расследованию катастрофы.

Захоронен Николай Петрович Казаков на нашем Преображенском кладбище, а в Белоруссии на месте его гибели стоит памятник — часть самолета.

В поселке, все там же на улице Заречной, живут брат – Леонид Петрович, и мама Николая Петровича – Мария Федоровна Казакова, в этом году ей исполнилось 90 лет.

У Николая Петровича остались жена и две дочери. Евгения пошла по стопам отца, закончила военную академию, стала военным юристом.

В суете быстротекущей жизни мы крайне редко говорим о таких духовных качествах людей, как честь, достоинство, благородство, которыми  обладают наши современники. Почему?

Может быть, людей с такими качествами стало меньше? А может, сами эти понятия устарели? Нет, конечно. Пока существует наша земля, пока живут на ней люди, мы будем говорить  и писать о тех, кто обладает этими замечательными качествами.

Одним из таких людей был Николай Петрович Казаков  – человек чести, достоинства и благородства.

Наталья Карпушенко,

музей ОАО «ПБТФ».

 

Оставьте первый комментарий


*