Проект «РЫБАЦКИЕ ОГНИ» Дарья КОНЕВА

1 место в номинации «Мой рыбацкий поселок», руководитель Конева Т.В.             

 

ЧЕЛОВЕК   БЕСПОКОЙНОГО  СЕРДЦА

Душа рыбака открыта, как море,

 не может она быть тесной…

В. Путинцев

 

Морская, Портовая, Сейнерная… Такие улицы мы найдем, наверное, в каждом приморском городке или рыбацком поселке. Эти названия настолько привычны, что мы перестали обращать на них внимание. Но есть и другие. Непохожие. Со своей собственной историей. Улица, на которой я живу, одна из них.

Улица имени Василия Путинцева. Мне стало интересно, что за человек был Василий Путинцев и почему его именем назвали улицу? Захотелось узнать как можно больше. Начался сбор информации, процесс трудный, но интересный.

Оказалось, что это название появилось у улицы в 1980 году по решению Преображенского поссовета в знак увековечения памяти передового экипажа СРТ- 658, который трагически погиб, и его капитана Василия Алексеевича Путинцева. Переименована была часть улицы Сейнерной, а именно семь многоэтажных домов по одной стороне. (Вот почему нумерация домов на улице только четная.) В 1995 году была установлена мемориальная доска в память о погибшем экипаже  СРТ-658 и его капитане В.А. Путинцеве. Но это не история, а официальная, довольно сухая справка. А хотелось иного. Правдивого, живого рассказа. И вскоре после кропотливых поисков начал вырисовываться образ нашего земляка Василия Путинцева, напористого, кипучего, настойчивого в достижении поставленной цели человека.

к2

Василий Алексеевич родился в 1909 году в небольшом селе Сандажа Сальского района Ростовской области в большой многодетной крестьянской семье (7 душ). Жили бедно, впроголодь, но дружно. Успел закончить 4 класса (по другим документам 7 классов): чтобы помочь прокормить семью, с 13 лет начинает работать. В 20 лет — служба в армии  (около г. Кисловодска). После армии решил попытать счастья вдали от дома. Уехал в город Новороссийск, где 4 года проработал на большом цементном заводе.

к3

30-е годы. Годы коллективизации и индустриализации. Время  великих  дел и начинаний. Почти каждый молодой человек был охвачен духом романтики, поэтому, когда в 1935 году стали вербовать на работу на Дальний Восток, Василий принял решение ехать. Для того чтобы набраться опыта, полгода проплавал на судах в Азовском море. Специального обучения не получал, познавал азы рыбацкой науки во время рейсов. Потом был отправлен на о. Рейнике (в 25 км от Владивостока). Сперва был матросом, ловцом первой руки, но командование быстро заметило в Путинцеве руководителя. Послали на 4-месячные курсы — стал плавать помощником шкипера.

В п. Преображение Василий Алексеевич (уже вместе с семьей) попал в самом начале Великой Отечественной войны – 26 июня 1941 года. На энергичного и опытного рыбака обращают внимание. Ценные специалисты в то тяжелое время были на особом счету. Путинцева оставляют на брони. Всю войну он самоотверженно трудится. Начал со шкипера кавасаки, а потом уже стал и капитаном малых сейнеров (№34, 47, 49 и других).

Черты характера этого человека поражают. Отчаянный, справедливый, честный, всегда добивался своей цели. В первую очередь думал не о себе, а об общем деле. Яркий пример тому – самодельный ковшовый транспортер для ускорения выгрузки рыбы из трюма, установленный благодаря инициативе капитана. Позднее его так и будут называть — «конвейер Путинцева». Очень быстро новаторство будет подхвачено и на других прибрежных рыбозаводах.

Он очень любил море и поэтому старался долго не задерживаться  дома. Отдавался любимой работе сполна. Но море – это грозная и непокорная стихия. Оно часто проверяет людей на прочность и выносливость. Так случилось и в том далеком 1947 году. Февраль. Судно Путинцева возвращалось домой, но было застигнуто сильным штормом. Связь с берегом оборвалась. В машинном отделении  пробоина. Судно стало относить к берегам Японии. Лишь через несколько дней команду из 18 человек, изможденных, но не упавших духом, подобрали японцы. Их приняли за советских лазутчиков. Целых 3 месяца шли разбирательства, целых 3 месяца не было никаких вестей об экипаже. Но рыбакам все-таки удалось благополучно вернуться домой.

В годы войны рыболовецкие суда использовали и для военных нужд. В 1945 году в таких операциях участвовал и капитан Путинцев со своим сейнером. За проявленную находчивость при перевозке груза в район Южного Сахалина он получил благодарность. А всего в трудовую книжку беспокойного капитана за время работы было занесено 11 благодарностей, и это не считая грамот. В 1946 году он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

В послевоенные годы трудовые успехи Василия Алексеевича только множились. Он одним из первых стал добывать за путину больше 10 тысяч центнеров рыбы. Таких капитанов на Дальнем Востоке по пальцам можно было пересчитать.

В 1950 году Путинцев заканчивает курсы штурманов малого плавания с отличием и получает звание лейтенанта 2-го ранга эксплуатационно-судовой службы флота рыбной промышленности.

В конце 40-х — начале 50-х Путинцев – ведущий капитан Преображенского предприятия. Его энергия, задор, с которым он работал, любовь к делу удивляла многих, вызывала уважение. Молодые ребята хотели брать с него пример, к нему не стеснялись обращаться за советом рыбаки со стажем. Он всегда находил время вникнуть в суть проблемы, найти верное решение. По словам дочери Татьяны, у них дома всегда было много народу, когда отец возвращался с путины. Всем были рады. В 1955 году Василий Алексеевич награжден серебряным знаком «Отличник социалистического соревнования». Его, как пользующегося авторитетом среди коллектива, капитана-новатора, отправляют  делегатом на 1 съезд рыбаков в Москву. Василий Алексеевич являлся депутатом краевого Совета депутатов Приморского края.

Жизнь этого замечательного человека оборвалась на взлете. Сколько еще было задумок, планов, начинаний…

Зима 1955 года. Суровое Охотское море. СРТ-658 капитана Путинцева после удачной рыбалки получает приказ возвращаться домой, план уже был выполнен.

9 марта 1955 года — сейнер выходит из Петропавловска и держит путь домой. На борту 20 т топлива, 20 т пресной воды, а еще  не меньше 40 т мелко битого льда, который в те годы использовали на добывающих судах для охлаждения рыбы (морозильных установок тогда еще не было). Часть его находилась на палубе.

Ночь с 14 на 15 марта — в Охотское море пришел шторм с ураганным ветром и снежными зарядами. Западный ветер достигал силы 11 баллов.

9 часов утра 15 марта — Начальник экспедиции УАМР Назарьев  приказывает всем судам, находящимся в этом районе: «Всем в укрытие к острову Атласова». На этом капитанском часе капитан Путинцев сообщил: «Штормуем  в 30 милях к западу от мыса Сивучий. На судне все в порядке. На борту 30 центнеров рыбы».

17 часов 15 марта —  сейнер 658  на связь не вышел…

17 часов 10 минут – СРТ «Камчадал» при следовании к о. Атласов обнаружил в море пустой металлический спасательный плотик, поднять его из-за шторма не удалось.

18 часов – СРТ «Камчадал» сообщил в Петропавловск и всем судам, что по пути их следования обнаружено опрокинутое судно типа СРТ, широта 50 градусов 56  минут северная, долгота  155 градусов 45 минут восточная. Других предметов и людей обнаружено не было. Почти ничего не было видно из-за шторма, да и темнело очень быстро.

13 часов 30 минут 16 марта – найдена спасательная шлюпка с пробитыми бортами с четкой надписью «СРТ-658»

15 часов 50 минут этого же дня – найдены плавающие спасательные нагрудники, уключины, трюмные переборки.

15-30 марта – шли поиски погибших, в операции участвовало 10 СРТ, военный корабль, береговые партии, самолет.

Но море безмолвствовало…

Что же стало причиной гибели судна?

Комиссия, расследовавшая причины аварии, пришла к выводу:

«Судно СРТ-658 имело общее обледенение, в результате вода, попадавшая на палубу во время шторма, задерживалась на ней. Это повлияло на остойчивость судна. В момент расположения судна лагом к волне, оно получило критический крен, восстанавливающий момент стал равен нулю, судно перевернулось…»

Погиб весь экипаж сейнера. 22 человека. Самому молодому 16 лет.

Рыбаки чтили память капитана Путинцева. Почти сразу после трагедии СРТ-647 был переименован в СРТ «Капитан Путинцев» (его первым капитаном был С.В. Маркин). Через какое-то время этот СРТ тоже попадет в тяжелую ситуацию: во время шторма судно примет опасный крен, но капитан Г.Н. Лукин не растерялся, с полного хода выскочил на берег, экипаж был спасен.

Долгая и счастливая судьба ждала и плавзавод «Василий Путинцев», сошедший со стапелей судостроительного завода в Ленинграде в 1967 году. 30 лет он успешно проработал в море, приписанный к порту Владивосток. Экипаж плавзавода поддерживал связь с семьей капитана Путинцева, приглашал на жительство во Владивосток, но Александра Тимофеевна, вдова капитана, отказалась, а когда часть улицы Сейнерной переименовали в память о погибшем экипаже, согласилась переехать на эту улицу, носящую имя ее мужа.

Низкий поклон этой женщине. Александре Тимофеевне хватило сил и стойкости не просто самой выдержать этот страшный удар судьбы, сохранить в своем сердце светлую память о муже, но и поставить на ноги пятерых их детей. Но самое главное, что каждый из них стал достойным человеком, не запятнавшим память отца.

… В центре поселка в 1995 году был открыт памятник морякам, погибшим в море. Это память и об экипаже СРТ-658, погибшем в 1955 году. И каждый год жители поселка спускают на воду Венок памяти, возлагают цветы к постаменту, а суда, стоящие на рейде, отдают прощальные протяжные гудки, тревожащие наши сердца…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и другие источники информации

  1. «Мы – преображенцы»/ Авторы – составители О.К. Сидоров, Г. Н. Константинова; Ред. О. К. Сидоров. Владивосток : Дальнаука,2000.
  2. архив музея истории ОАО «ПБТФ»:

Документы Путинцева:

а)Трудовая книжка В.А. Путинцева

б) Служебная характеристика на капитана СРТ 602 Управления Активного морского Рыболовства В.А. Путинцева

в) Удостоверение №189364 «За доблестный труд в ВОВ»

г) Удостоверение №8202

д) Аттестационный лист(для высшего, старшего, среднего начсостава рыбной промышленности) на присвоение звания лейтенанта флота рыбной промышленности 2 ранга т. Путинцева В.А.

Заключение по аварии и гибели правления Активного морского Рыболовства Главприморрыбпрома СССР.

Воспоминания диспетчера ОАО ПБТФ Плостина А.П.

Альбом «Василий Путинцев»/ Составители учащиеся МОУ ПСОШ № 10. 1982-1984.

Письмо секретаря комсомольской организации краболовной флотилии «Василий Путинцев» Л.Пестова ученикам МОУ ПСОШ №10

Фото из  альбома семьи В.А.Путинцева

1 Comment on Проект «РЫБАЦКИЕ ОГНИ» Дарья КОНЕВА

  1. Огромное спасибо за статью.Столько собрано фактов биографии,сколько замечательных слов! Я внучка В.Путинцева,дочь его старшей дочери Любы.Гордость за деда всегда в сердцах его родных,близких, односельчан.


*