В ПОИСКАХ УДАЧНОГО КАДРА (памяти Владимира Медведева)

????????????????????????????????????

Каждый день десятки туристов приезжают в наш на редкость красивый район. И мало кто из них не заходит в музей Лазовского заповедника – гордость как самого заповедника, так и всего района. Ведь здесь собрана огромная информация о создании организации, его география, размещены образцы многочисленных видов флоры и фауны. Руками многих людей воссоздан емкий и неповторимый макет заповедного уголка природы с его обитателями. Много лет назад в этом помещении начал воплощать свою задумку главный вдохновитель и организатор открытия музея Владимир Николаевич Медведев, которого пригласили из Уссурийска именно для создания музея. Молодой выпускник педагогического института уже имел опыт формирования музея на базе своего института вместе со старшими коллегами. И этот опыт очень пригодился. В течение нескольких лет был собран и оформлен богатый научный материал, с которым ежедневно знакомятся школьники, изучают гости района и его жители.
Недавно Владимира Николаевича не стало, но почти каждый экспонат этого уголка природы, созданный его руками, либо подготовленный с его участием, оставил добрую память о нем. Ведь он был профессиональным таксидермистом, делал не просто чучела птиц и мелких животных, но делал это художественно. Со временем появились новые увлечения, которые затмили прошлые таланты, большую часть своей жизни он посвятил фотосъемке живой природы. Увлечение фотографией постепенно переросло в серьезную работу, которой он занимался до последних дней жизни.
Он снимал пейзажи, редкие виды растений. Любил фотографировать цветы. Но больше всего его увлекали съемки птиц и животных в дикой природе. В погоне за редким кадром порою приходилось неделями наблюдать за объектами съемок, изучать их повадки. Осторожные животные избегают встреч с человеком, да и не стремятся позировать перед фотокамерами. Очень помогали знания биологии объекта, на который велась фотоохота, приходилось читать много специальной литературы, выручали знания биологии, полученные в свое время в Уссурийском государственном педагогическом институте, на биолого-химическом факультете. Чтобы получить хороший кадр, надо было протоптать километры дорог, извести сотни редких фотопленок, высидеть не один день и ночь, наблюдая за объектом съемок. Ведь у каждого животного есть своя определенная дистанция, на которую они подпускают хищника или человека. Это познается только в процессе наблюдения и изучения объекта. Да и вторгаясь на территорию обитания диких животных, особенно хищников, необходимо помнить об опасности и мере ответственности за свое здоровье.
В огромной фототеке Владимира есть практически все животные, обитающие в Лазовском районе, млекопитающие и множество птиц. За редким кадром он объездил весь Дальний Восток, побывал в Магадане, Якутии, на Командорах, на далеких островах Ионы и Талане. Но самые красивые и известные кадры он сделал в Приморье – это его знаменитые фотографии амурского тигра и леопарда. Благодаря своему труду, Владимир стал одним из первых фотографов страны, снявшим тигра в дикой природе.
Еще в начале своей фотокарьеры Владимир вспоминал в своих материалах те редкие ощущения, которые он испытывал при встрече с обитателями тайги: «Когда долго находишься один в тайге, происходят странные вещи. Сначала тебя все пугает и настораживает. То вздрагиваешь от треска упавшего рядом отжившего свой век старого дерева. То содрогаешься после удачного расхождения с невесть откуда взявшимся медведем на твоем пути. То неожиданно прервет твой сон среди ночи в палатке недовольный рык тигра, почуявшего присутствие человека. В тайге может произойти все, что угодно. Помощи ждать не от кого. В какой-то момент оторванность от цивилизации приводит к тому, что ты сам начинаешь чувствовать себя частью природы». И он ощущал себя единым целым с природой. Возможно поэтому у него получались удивительные кадры.
За тридцать лет работы в тайге ему пришлось шесть раз спасаться от нападавших медведей и дважды использовать оружие, стреляя из служебного пистолета поверх голов агрессивных животных. И чудом избегать встреч с властелином тайги — тигром. И при этом делать редкие кадры.
Его фотографии и статьи о съемках дикой природы охотно публиковали российские и зарубежные журналы: «Охота», «Охотничий двор», «Зов тайги», «Владивосток Авиа». «NaturFoto”, «National geographic» и многие другие. Он много работал с телекомпаниями Японии, Южной Кореи, Англии, Германии. Главным объектом его съемок был тигр. О своей первой встрече с хищником он вспоминал так: «Обследуя одну из многочисленных рек, я обнаружил на песчаной косе множество тигриных следов. Причем следы явно отличались размерами и принадлежали не одному животному. Продвигаясь вдоль зарослей ивы, растущих между мной и руслом реки, в двадцати метрах я увидел молодого тигра, спокойно лежащего на противоположном берегу. Через некоторое время зверь, видимо, почувствовав мое присутствие, встал, прогнулся, зевнул и медленно скрылся в приречных зарослях. Живой, настоящий, дикий и свободный! Чувство восторга переполняло меня». Потом встреч было много, но первая – самая памятная — оставила заметный след в воспоминаниях.
Съемки тигра – это титанический труд. Это бесконечные поиски следов животных, изучение их маршрутов, многодневное ожидание в скрадке в надежде на удачный кадр. И риск, все время риск. Бывало и так: в засидке, построенной на берегу моря, он караулил тигра, хотел снять животного, идущего по берегу моря. Увы… Вот что он вспоминал: «Просидели неделю в засидке, вообще никого. Хотя как раз до нашего заезда здесь проходила тигрица. Все это время сидим практически без движения. Очень тяжело. Ноги просто отваливаются. Стали ватными… В засидке отсидели 22 дня и ночи. Тигра так и не сняли. Он приходил дважды, но в полной темноте». Его самый большой рекорд ожидания в скрадке, построенном из досок на берегу Японского моря, во время съемок амурского тигра в Лазовском заповеднике, составил 66 суток. Который, кстати, увенчался успехом.
Все его ожидания не были напрасными, и зачастую приносили удачу. В начале марта 1998 года, в год тигра, удалось снять целую тигриную семью из четырех особей. Сюжет с этим материалом стал украшением фильма о природе Дальнего Востока, который в мае этого же года был показан в Японии.
А потом таких встреч было множество. Съемку производил с помощью автоматических камер, а также камер разового действия, установленных на звериных тропах. Когда еще не было автоматических фотоловушек, использовал отечественную камеру «Любитель 166», пленочную, изобретал боксы из органического стекла для защиты камер от влаги.
Почти 25 лет Владимир занимался съемкой обитателей тайги. За это время его работы неоднократно отмечались дипломами и грамотами. В 1998 году стал победителем фотоконкурса журнала «Зов тайги». В 2000 году был издан фотоальбом «Тайга у океана», автором большинства снимков в котором был Владимир Медведев. Этот альбом назван «Книгой года» на Всероссийской книжной ярмарке. В 2003 г. признан победителем конкурса фотографий «Зеркало Приморья» в бортовом журнале «Владивосток Авиа» за фотографию «Водопад». Стал лауреатом конкурса «Золотая черепаха» в номинации «Гармония жизни» за фотоработу «Остров Ионы» и в номинации «Искусство природы» за фотоработу «Гимн солнцу», финалистом этого же конкурса за работы «Охотоморье», «Колючее счастье», «Охотница». Его умение художественно подходить к выбору материала, выбирать правильный ракурс и красиво его воспроизвести, высоко оценивалось профессионалами многих фотоконкурсов.
За съемки еще одного красивейшего зверя тайги – леопарда, организованные в Хасанском районе, Владимир получил звание победителя мирового конкурса природной фотографии Wildlife photographer of the year 2013 в номинации Джеральда Даррелла фотографии редких и исчезающих видов животных. В этом конкурсе участвовали фотографы из 98 стран мира, предоставившие 48 тысяч работ. Такая победа многого стоит. По итогам конкурса проходила большая выставка в музее естественной истории, а также турне по всему миру в течение года. Эти работы публиковались в изданиях по всему миру, их посмотрели миллионы людей. И за эту победу Владимир был Награжден Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии РФ за высокое профессиональное мастерство в области пропаганды заповедного дела.
Конечно же, это далеко не полный перечень его творческих достижений и наград. Рассказывать о работе Владимира можно бесконечно. Вся его жизнь была постоянным поиском новых объектов для съемок. Он очень много времени проводил в тайге и чувствовал себя там комфортно. Его жизнь оборвалась очень рано, но память о нем навсегда останется в непревзойденных фотоработах и в его детище – музее природы Лазовского заповедника.

Татьяна Тяжелова.

Оставьте первый комментарий


*